Обзоры

Layers of Fear (2023): Обзор

Кирилл Волошин

Играл на PC

Новая  Layers of Fear, которую авторам оригинала из Bloober Team помогала делать Anshar Studios, — удивительная вещь. Это не два, а три, четыре и даже пять в одном. Проект содержит не только ремейки обеих частей известной хоррор-серии (плюс DLC к первой), но также совершенно новое дополнение к оригиналу, вышедшему семь лет назад. А вишенкой на торте оказалась «новая связующая история», которая, как и обещали авторы, зацикливает и объединяет все части. В самих ремейках тоже есть сценарные и геймплейные новшества. И всё это — по прошествии четырёх лет с момента выхода  Layers of Fear 2. Зачем? Только для демонстрации того, что Bloober Team умеет работать с движком Unreal Engine 5? И что же в итоге получилось?

 

Успех первой части

Текстовых обзоров обеих частей серии у нас не было, поэтому стоит сказать, что дилогия Layers of Fear — это уникальные хорроры, посвящённые людям искусства. Зачастую эти игры напоминают сплошную арт-инсталляцию, где бродить по причудливым, перевёрнутым вверх дном декорациям и с открытым ртом рассматривать живописные киноафиши и картины, из которых нарисованное вино проливается настоящей кровью, интереснее, чем решать загадки и убегать от монстров.

Оригинальная игра тоже выглядит прилично и хорошо работает со светом.

Тем более, что в первой части мало-мальски сложных пазлов нет совсем (всё завязано на ориентации в постоянно меняющемся окружении, на поиске ключей и кодов), да и от единственного на всю игру чудовища убегать приходится нечасто и не слишком активно. По большому счёту это симулятор ходьбы по эстетически прекрасному викторианскому особняку.

Это не значит, что здесь не бывает страшно. Наоборот, в игре хватает напряжённых, пугающих моментов и отлично вписанных в происходящее скримеров. И всё это — под переливы прекрасной музыки, которая может прерваться криком или тихим, но ещё более пугающим женским плачем. И вот это сочетание размеренной ходьбы по виртуальной арт-выставке с напряжённым хоррором даёт яркий опыт.

Ремейк сам уже выглядит как картина.

В Layers of Fear 2 геймплея уже больше. Появились чуть более заковыристые загадки и даже парочка простеньких мини-игр. Здесь можно не только бродить, но также бегать и приседать, чтобы спрятаться. А убегаем мы всю игру от страшного монстра, который довольно часто нас преследует. Плюс скримеры и всё та же отличная работа со звуком и музыкой.

Проблемы второй игры

Но всё равно, как и первая часть, Layers of Fear 2 остаётся прежде всего художественным высказыванием и артхаусом. Обилие метафор и символизма, причудливые декорации, напоминающие то работы Дали, то какой-то адский кинозал или воображение ребёнка, тут важнее геймплея.

Здесь и далее все скриншоты сделаны в ремейках и новых дополнениях.

Другое дело, что первая Layers of Fear была более внятной и доступной. Она рассказывала о том, как талантливый художник из-за одержимости творчеством, эгоизма и сопутствующего алкоголизма начал испытывать проблемы сначала с семьёй, а потом и с головой. Всё это знакомо, только подано очень необычно и с отличным художественным вкусом.

А вот Layers of Fear 2 была, по мнению многих, мудрёным артхаусом, где почти всю игру толком не понимаешь, что вообще происходит — ну, кроме того, что играешь за киноактёра и находишься на борту лайнера. Не зря
наш видеообзор называется «„Титаник“ Ларса фон Триера» — хотя в большинстве фильмов датчанина история понятнее, чем в Layers of Fear 2.

Очевидно, в сюжетах обеих игр есть общие черты и сценарные ходы, связанные прежде всего с детскими травмами, полученными от излишне творческого отца. Плюс центральная мысль про опасное соседство творчества с безумием. Но больше веришь в историю художника, а вот не слишком внятная рефлексия кинозвезды так не трогает.

К тому же сиквел затянут. Постоянные забеги от монстра, выстроенные по одному принципу скримеры, все эти манекены на каждом шагу и в целом знакомые по оригиналу дизайнерские ходы перестают работать и начиналют скорее раздражать.

Иногда манекены, неожиданно оказывающиеся за спиной, все равно могут испугать. Ну, или развеселить…

Про новый сюжетный контент

Вторую Layers of Fear оценили заметно хуже первой. И возможно, именно желание доказать, что авторов не поняли, оказалось стимулом для выпуска необычного сборника ремейков, перемешанных с новыми дополнениями и связывающими всё историями.

Если это так, то связать воедино и объяснить не очень получилось — точнее, не так хорошо и сильно, как можно было бы. Сюжеты обеих частей остались неизменны — как и содержание концовок, которые зависят от некоторых наших действий. В случае с оригиналом это и хорошо, а вот что касается сиквела, то в ремейке появились новые комментарии, которые просто усиливают мысль, что вынужденные играть чужие роли актёры теряют сами себя и сходят с ума в поисках своего «я».

Герой сиквела с детства обожает играть моряков.

Эти и другие комментарии делают участники новой истории. Она подаётся небольшими вкраплениями в сюжеты оригинальных игр и рассказывает о писательнице, которая выиграла конкурс и приехала писать свою дебютную книгу в уединении на маяке (он фигурировал во второй части).

Естественно, с очередной творческой личностью здесь тоже случается нечто нехорошее и пугающее. Кроме того, в этой истории нам транслируют мысль про существование неких безумных муз, демонов, которые играют и забавляются с творческими людьми и их рассудком.

В целом эта «связующая история» скорее нужна, чем нет. Другое дело, что рассказать её можно было сильнее и интереснее. А в итоге спустя четыре года мы получили фактически эпилог на 30–40 минут, которые размазаны очень тоненькими отрезками по двум ремейкам. Пазлов практически нет, и всё действие происходит в пределах двух с половиной комнат и одного подвала.

С точки зрения содержания и геймплея (а не «объединяющей» миссии) куда интереснее выглядит новое дополнение The Final Note, позволяющее взглянуть на историю художника глазами жены-пианистки.

Это кадр из The Final Note, а не арт.

Оно более насыщенное (часа на полтора) и очень концептуальное (всё сковано цепями, символизирующими несвободу героини). Расширение позволяет увидеть в жене не только жертву, но и сильную, тоже по-своему эгоистичную личность. Добавка напоминает лучшие эпизоды оригинала. К тому же в The Final Note используются геймплейные нововведения.

Про графику и геймплейные изменения

Если не рассматривать новую Layers of Fear с точки зрения сюжета, а просто попытаться увидеть хороший, современный хоррор с навороченной графикой, то здесь всё хорошо. Про картинку говорить бесполезно — и так всё показано в роликах и на скриншотах. Что первая, что вторая части уже выглядели отлично, а уж на движке UE5 они превратились в произведения визуального искусства.

Снимать и выкладывать такое можно бесконечно.

Особенно красиво, конечно, выглядит всё, что связано с освещением. Но картинка хороша в любых ипостасях — и когда смотришь на классическую викторианскую гостиную или залитый светом шикарный ресторан на борту лайнера, и когда бежишь по коридорам, уклоняясь от свисающих трупов или протянутых из стен рук.

Но авторы не остановились на графике, добавив геймплейные новшества. В целом всё то же самое — исследование мрачных локаций, немного простеньких пазлов, много записок, картин и манекенов. И тот же дизайнерский принцип, когда, зайдя в одну комнату и обернувшись, оказываешься в другом месте, — порой авторы этим приёмом злоупотребляют.

Такими ходами тоже не брезгуют.

Многие коды к замкам теперь другие, некоторые пазлы и подсказки к ним чуть изменились, где-то иначе разбросаны или написаны заметки, в некоторых сценах теперь больше огня (в буквальном смысле) и всё в таком духе. 

Куда важнее, что в ремейке первой части и в The Final Note появились лампа и фонарик, позволяющие сжигать ту самую страшную женщину, которая периодически пугала нас в оригинале. Благодаря этому авторы расширили подобные сцены, добавили новые, придав им динамики и напряжения — сжечь насовсем не получится, монстр быстро восстаёт, а лампа/фонарик могут в самый ответственный момент перегреться.

Кроме того, тем же способом мы сжигаем некоторые важные предметы, чтобы получить новые вещи и записки, необходимые для дальнейшего прохождения. А это отразилось и на дизайне некоторых помещений и сцен.

В ремейке Layers of Fear 2 нам тоже выдали фонарик, но совсем уж волшебный. В истории про кинозвезду он работает очень концептуально — приводит в движение манекены, словно запускает киноплёнку. Нередко это позволяет получать ключи/записки, или же фигуры отодвигаются, чтобы мы увидели очередной код к замку.

Но чаще всего этот приём используется во время погонь с участием монстра. На бегу включая фонарик, мы заставляем манекены уступать нам дорогу, открывать двери и проходы, перекрывать струи газа или огня. С одной стороны, это усложняет сцены, которые многих и без того раздражали. С другой — так всё-таки интереснее (и наверное, правильнее) с геймплейной точки зрения

Как тут удержаться и не добавить ещё одну картинку?

Многие ждали чуть ли не полноценную третью часть под названием Layers of Fears (да, с S на конце) — именно под таким названием проект пиарили год назад. Не увидели. S исчезла, и мы получили нечто иное. Нового сюжетного контента кот наплакал, и ради него нужно перепроходить две игры. С другой стороны, выглядят они по-новому (и безумно прекрасно!) и в чём-то даже по-новому играются. Так что если рассматривать всё это как сборник ремейков, приправленных бонусами в виде двух небольших дополнений, то проект удался.

Плюсы: дополнение к первой части играется отлично; вполне уместные геймплейные добавки; все игры выглядят шикарно и запускаются даже на слабых ПК; образцовая работа с музыкой и звуком; выразительная озвучка, в том числе новая.

Минусы: попытка объединить все части новой историей выглядит не очень убедительно; сюжет сиквела не изменился и остался довольно противоречивым и запутанным.

Скриншоты игры

Смотреть все

Оценка игры

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть