Обзоры

Crusader Kings III: Tours & Tournaments: Обзор

Степан Песков

Играл на PC

Глобальные стратегии от Paradox Interactive часто полушутя называют то контурными картами, то симуляторами маляра или раскрасками. Происхождение этих прозвищ простое: основное занятие во всех этих проектах — завоевать как можно больше жизненного пространства для своей фракции, раскрасив карту мира в цвета собственного флага. Но серия Crusader Kings, в особенности её третья часть, стоит в этом перечне особняком. Да, здесь тоже можно завоевать весь мир, а игрок чаще всего смотрит на карту, но не стоит обманываться — на самом деле перед нами не глобальная стратегия, а одна из лучших ролевых игр, как я уже говорил в своём обзоре почти три года назад.

Если вы незнакомы с «Крестоносцами», либо читайте статью по ссылке выше и смотрите видеообзор от Максима Милязева, либо просто поверьте мне на слово: лучшего варианта для отыгрыша средневекового феодала вам просто не найти.

Tours & Tournaments — шестое по счёту дополнение для «Крестоносцев» и, пожалуй, самое масштабное из всех имеющихся. Среди предыдущих были как небольшие косметические наборы в качестве бонуса за предзаказ, так и более серьёзные, добавляющие множество новых механик, а об одном из таких DLC,  Fate of Iberia, мы писали в прошлом году. Но «Туры и турниры», кажется, дадут фору всем остальным вместе — так много контента приготовили авторы.

 

Визит короля

Что ни говори, а пресловутая карта играет заметную роль даже в  Crusader Kings III, где весь геймплей крутится вокруг отдельных личностей: именно на карте можно наблюдать, как меняются времена года, появляются и исчезают империи, маршируют войска, гремят сражения и звучат звуки строительных инструментов, знаменующие возведение новых городов и замков. Но где на этой огромной арене, полной разнообразных событий, место для нашего героя? Как правило, каждый персонаж в CKIII либо сидит в столице, либо просто сидит (в темнице), на крайний случай — воюет в составе армии или совершает паломничество к святым местам.

Tours & Tournaments эти устоявшиеся правила меняет — теперь можно путешествовать, перемещаясь по карте и не оставляя за скобками сам процесс, как это было ранее. Причин покинуть родные края хватает: от визита на личный приём к сюзерену до участия в грандиозной пьянке у феодала по соседству. Перед началом каждого путешествия необходимо составить маршрут с учётом особенностей местности и выбрать сопровождающих — от этого зависит продолжительность путешествия и события, которые могут произойти с персонажем в пути.

На начальных этапах прохождения к планированию любого путешествия необходимо подходить со всей ответственностью: на счету каждая монета, а ошибка может стоить слишком дорого.

Механика событий, ключевая для серии, здесь расцветает особым разнообразием: появляется множество новых вариантов небольших сценок, в которых игрок решает, как поступить персонажу, — встречи с незнакомцами, нападение зверей и бандитов, беседа на привале со спутниками; можно и вовсе погибнуть, например опрометчиво свернув в провинцию, в которой вовсю орудуют разбойники.

Особенности маршрута меняются в зависимости обстановки на карте — на них влияет не только природное окружение, но и политическая ситуация, а также наличие строений, возведённых в провинции. К примеру, разорённое войной графство с низким уровнем контроля лучше обойти стороной, а путь, проложенный через процветающий и богатый регион, в котором расквартирована союзная армия, вряд ли добавит проблем.

Благодаря такому подходу карта заметно оживает и смотрится куда достовернее, хотя, если вдуматься, сами путешествия — не более чем небольшая надстройка для обоснования нового набора разнообразных событий. Впрочем, не всё так просто: кроме заурядных поездок есть и специальные — так называемые большие туры, доступные персонажам с титулом герцога и выше.

В больших турах вы наносите визит вежливости своим вассалам, предварительно выбрав один из трёх вариантов, влияющий на события и доход от путешествия, — величественный тур, тур для запугивания или тур за налогами. Опять перед нами набор событий-квестов, но теперь они объединены общей целью — намерением, которое выбирается заранее из небольшого перечня. Можно отправиться в тур за налогами, но при этом выбрать в качестве основного намерения, например, блуд и любоваться тем, как игра начинает чаще подбрасывать события, связанные с похотливыми желаниями вашего персонажа.

Кто сказал, что охота, в которой принимают участие только мужчины, не лучшее место для попытки соблазнения?

У таких туров появился отдельный интерфейс, где можно управлять путешествием. Не забыто и влияние на персонажей: по итогам тура у них могут возникнуть новые свойства личности со своими уровнями прокачки. Подобная механика появляется не только в визитах к вассалам, но и в других масштабных событиях, которые названы занятиями. Кроме привычных пира, охоты и паломничества (которые теперь включают в себя механику путешествий) есть грандиозные занятия: большой тур, о котором мы уже говорили, большая свадьба и большой турнир.

Конечно же, можно не только организовать подобные праздники, но и принимать участие в тех, что проводят другие феодалы. Впрочем, стоит быть осторожным: среди намерений есть и незамысловатое убийство, целью которого может стать ваш персонаж, а один из вариантов церемонии бракосочетания носит говорящее название «Кровавая свадьба», на которой есть шанс вырезать под корень всю приглашённую семью.

Во имя прекрасной дамы

Турниры не зря вынесены в название дополнения. Эта механика существенно отличается от других занятий — перед нами целая игра в игре, с отдельным интерфейсом и целым ворохом новых событий, влияющих не только на ход турнира и ваше участие в нём, но и на обычную жизнь персонажей. Организовав турнир у себя дома или отправившись на подобное мероприятие в другое место, персонаж может не только принять участие в состязаниях (которых здесь несколько видов, включая настольные игры и художественную декламацию), но и найти новых друзей или врагов, потратить и заработать деньги, престиж и другие ресурсы, влюбиться или потерять здоровье в уличной драке. Наконец, можно просто отдохнуть, снизив уровень стресса.

Во время грандиозных занятий вроде большой свадьбы ведётся специальный журнал, в котором записаны все важные действия гостей.

Большой турнир — событие знаковое: длится он несколько месяцев и на время участия в нём лучше забыть про все остальные дела, будь то война или борьба за престол. Впрочем, среди других гостей могут быть и те, на кого вы давно точите зуб: как известно, ничто не маскирует коварное убийство лучше, чем случайная смерть в турнирном бою, — простор для интриг сохраняется и здесь.

Непосредственное участие в состязаниях требует от персонажа наличия конкретных умений, которые рассчитываются исходя из его характеристик. Их тоже надо прокачивать, причём в ущерб другим занятиям, коих во время турнира великое множество. Что до самих соревнований, то тут всё просто — процесс напоминает шахматный поединок из прошлой версии Crusader Kings III: выбираем наиболее подходящий вариант ответа из предложенных, а побеждает тот, у кого лучше характеристики и на чьей стороне есть немного удачи.

Горшочек, не вари

Побеждать, совсем не сложно. Здесь, как мне кажется, задумка авторов насытить дополнение контентом сыграла с ними злую шутку: переборщили, не сумев вовремя остановиться. Дело даже не в том, что события во время путешествий или прочих занятий сыплются как из рога изобилия, а в том, что человек, вникающий в основы геймплея, слишком легко может «нафармить» опыт, золото и прочие ресурсы для своего персонажа.

При желании можно принять участие во всех дисциплинах большого турнира.

Взять тот же большой тур — если отправиться за налогами, то средний руки герцог может собрать с вассалов под тысячу монет, что для здешней экономики довольно значительная сумма. И это не считая прироста очков престижа, благочестия и признания, полученных во время тура. В турнирах слишком легко побеждать в «непрофильных» для персонажа дисциплинах — главное, почаще ходить на тренировочную арену, пусть и в ущерб посещениям других зданий, где можно заработать золото, престиж или благочестие.

Чем раньше Paradox Interactive начнёт заниматься вопросами баланса, тем лучше: сейчас, если не стесняться участвовать во всех доступных активностях, слишком просто вознестись к вершинам. Ко всему прочему, из-за избытка нового контента в виде событий, существенно замедляется темп прохождения, что тоже понравится далеко не всем.

Некоторые движения в сторону усложнения жизни любителей путешествовать видны уже сейчас: наконец появилась механика регентства, или, как её называют сами разработчики, видимо делая подсказку мододелам, диархии. Если правитель по каким-то причинам не может управлять своими владениями — в отъезде, в тюрьме, недееспособен или слишком мал, — то власть переходит в руки регента.

Регент может стать как верным помощником сюзерена, так и первым конкурентом в борьбе за трон.

Регент, само собой, не прочь воспользоваться положением для улучшения собственного благосостояния, а амбициозный заместитель и вовсе может попытаться занять место сюзерена, устроив дворцовый переворот.

На деле, впрочем, наличие регента серьёзно на игровой процесс не влияет: мне лишь раз пришлось утихомиривать много возомнившего о себе вассала, занимавшего этот пост. А вот попытка самому с помощью данной должности прийти к власти выглядит интересным вызовом для тех, кто любит испытания посложнее.